MENU


Центр стратегической защиты

Дело Сергея Кирпиченка

Дата: 29.01.2003
Поточна справа: Ні
Инфо

Основные проблемы

1. Применение пыток

2. Отсутствие эффективного расследования

Статус

1. На национальном уровне расследование не закончено

2. Жалоба в Европейский суд (№ 38833/03) передана на коммуникацию Правительству Украины

Справочная информация

Поддерживатся Фондом правовой помощи жертвам пыток и жестокого обращения

Адвокат Аркадий Бущенко

Причастны к событиям:
Пролетарский районный отдел г. Донецка;
прокуратура г. Донецка;
Пролетарский районный суд г. Донецка;
апелляционный суд Донецкой области

Факты

Житель г. Донецка Сергей Анатольевич Кирпиченко, украинец, 29 января 2003 года, примерно в 14 часов, был арестован по подозрению в убийстве и доставлен в Пролетарский районный отдел милиции г. Донецка. Во время ареста у него было два ножевых ранения в области груди и поясницы.

Кирпиченко С.А. утверждал, что в райотделе его пытали, чтобы получить от него признание в совершении убийства г-жи С. В течение нескольких часов работники милиции одевали ему на голову пакет, наполненный сигаретным дымом, наносили ему удары по голове и ногам.

Как указано в журнале скорой помощи, 29 января 2003 г. в 19.30 Кирпиченко С.А. была оказана медицинская помощь в связи с его ножевыми ранениями в помещении прокуратуры Пролетарского района. Каких-либо других повреждений у него не было отмечено.

30 января 2003 года Кирпиченко С.А. был помещен в местную больницу для лечения ножевых ранений.

В тот же день заявитель обратился к следователю Пролетарской районной прокуратуры с жалобой о жестоком обращении с ним в милиции. Следователь назначил медицинское освидетельствование в бюро судебно-медицинских экспертиз Донецкого районного отдела здравоохранения.

Он поставил эксперту следующие вопросы:
- Есть ли у Кирпиченко Е.С. на теле какие-либо повреждения?
- Какой они имеют характер, количество, локализацию и тяжесть?
- Как и когда они были причинены?
- Могли ли они быть причинены себе самим Кирпиченко А.С.?

Освидетельствование было проведено в тот же день. В заключении эксперта были зафиксированы следующие повреждения у Кирпиченко А.С.: кровоподтек на левом ухе, вертикальная рана по центру лба, кровоподтек на верхнем веке левого глаза, три поперечные параллельные прерывающиеся царапины на левой щеке, ссадины на обеих сторонах правого плеча такие же повреждения на задней части этого плеча, кровоподтек на тыльной стороне левой руки, два кровоподтека на левой голени и заживающий кровоподтек на правой голени. Эксперт пришел к выводу, что кровоподтеки образовались один или два дня назад и не могли быть причинены своей рукой.

31 января 2003 г. Кирпиченко А.С. был доставлен к судье Пролетарского районного суда г. Донецка (далее – Пролетарский суд), который продлил срок задержания до десяти дней. 6 февраля 2003 года заявитель был обвинен в убийстве. 7 февраля 2003 года Пролетарский суд принял постановление о содержании под стражей до 2 месяцев. На следующий день он был переведен из Донецкого городского изолятора временного содержания в Донецкий областной следственный изолятор.

22 апреля 2003 года Кирпиченко А.С. прошел повторную судебно-медицинскую экспертизу. Следователь поставил следующие вопросы экспертам:
–имеется ли у заявителя посттравматический неврит (левой стопы)? Если да, то от какого повреждения он мог произойти?
–когда у заявителя могла возникнуть данная болезнь?
–могли ли быть последствия повреждений, отраженных в экспертном заключении от 30января 2003 года?

Эксперт установил, что Кирпиченко А.С. страдал посттравматическим невритом нерва в области малой берцовой кости. Между тем причина данного заболевания не могла быть определена.

23 апреля 2003 года предварительное следствие было завершено, и Кирпиченко А.С. получил доступ к материалам дела. Согласно справке Донецкой городской больницы скорой помощи от 11 мая 2004 года, машина скорой помощи дважды вызывалась в Пролетарскую районную прокуратуру для оказания помощи заявителю. 7 мая 2003 года заявитель жаловался на головную боль и получил болеутоляющие средства. 16 мая 2003 года Кирпиченко А.С. заявил, что был избит офицером Пролетарского райотдела милиции. В ходе осмотра врач скорой помощи определил наличие у него кровоподтеков на скуле у и верхней губе, ссадин на пояснице и высохшей крови из носа.

В этот же день, после того, как Кирпиченко А.С. был доставлен в Донецкий областной следственный изолятор, он был осмотрен тюремным врачом, который обнаружил у него кровоподтёки на лице и губе и ссадины на груди.

В июле 2003 года дело Кирпиченко А.С. было передано в апелляционный суд Донецкой области (далее – апелляционный суд), полномочный рассматривать его дела по первой инстанции в виду тяжести обвинения.

26 января 2004 года апелляционный суд назначил дополнительное расследование по делу и возвратил материалы дела органам следствия. Тем же судебным постановлением срок содержания под стражей Кирпиченко А.С. был продлен на два месяца. Кирпиченко А.С. обжаловал данное постановление.

6 мая 2004 года Верховный Суд Украины поддержал по существу постановление от 26 января 2004 года.

В неизвестную дату дело было вновь направлено на рассмотрение в апелляционный суд.

Приговором апелляционного суда от 9 ноября 2004 года, после состязательного судебного разбирательства, в котором Кирпиченко А.С. представлял адвокат, он был признан виновным в совершении убийства несовершеннолетней С. и приговорен к пожизненному заключению. Было установлено, что он путем обмана проник в жилище потерпевшей и несколько раз ударил ее ножом. По мнению апелляционного суда раны на лице Кирпиченко А.С. предположительно были причинены во время борьбы с потерпевшей, а не в результате насилия со стороны сотрудников милиции. Заявитель обжаловал приговор.

17 ноября 2005 года Верховный суд оставил в силе приговор от 9 ноября 2004 года.

Процедуры

Национальные

30 января 2003 года Кирпиченко А.С. обратился с жалобой к прокурору Пролетарского района, утверждая, что после ареста он был избит сотрудниками отдела милиции.

3 февраля 2003 года прокурор Пролетарского района К. опросил работников милиции, которые отвергли высказанные обвинения, и отказал в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия события преступления.

Кирпиченко А.С. направил впоследствии пять жалоб с утверждениями о жестоком обращении при содержании под стражей. 18 марта 2003 года прокурор Пролетарского района, после беседы с четырьмя соответствующими сотрудниками милиции и очной ставки между ними и заявителем отказался возбудить уголовное дело по его жалобе.

В своих последующих жалобах Кирпиченко А.С. ссылался на свой неврит – неспособность пользоваться правой ногой, – как следствие жестокого обращения. 22апреля 2003 года прокурор Пролетарского района решил не начинать уголовное преследование против соответствующих офицеров. В качестве прокурора он констатировал, что опрос сотрудников милиции и очная ставка между ними и заявителем не дали каких-либо доказательств, что имело место какое-либо жестокое обращение. Более того, судебная экспертиза не обнаружила у Кирпиченко А.С. ран, которые не могли быть причинены в ходе борьбе с С. В частности, не установлено ни телесных повреждений на конечностях Кирпиченко А.С., ни связи между повреждениями и имеющимся у него посттравматическим невритом. Кирпиченко А.С. оспорил в судебном порядке более трех постановлений прокурора Пролетарского района. 29 апреля 2003 года Пролетарский районный суд г. Донецка не нашел никаких нарушений при проведении проверок и оставил в силе постановления от 3 февраля, 18 марта и 22 апреля 2003 года.

8 августа 2003 года апелляционный суд рассмотрел жалобу Кирпиченко А.С. и оставил в силе предыдущие решения.

19 мая 2003 года Кирпиченко А.С. обратился с жалобой в прокуратуру г. Донецка, утверждая, что 6 мая 2003 года, в здании Пролетарской районной прокуратуры следователь Д. в пьяном состоянии угрожал ему. Далее заявитель ссылается, что 16 мая 2003 года дежурный офицер отделения милиции Пролетарского района, при препровождении его в прокуратуру Пролетарского района из личной неприязни ударил его в лицо и ударил ногой по ребрам.

Прокурор отдела надзора за следствием по уголовным делам следователями прокуратуры Донецкой областной прокуратуры отказал в возбуждении уголовного преследования в отношении события 6 мая 2003 года. Он опросил г-на Д., бывшего следователя Пролетарской районной прокуратуры, который на тот момент перешел на должность заместителя прокурора Пролетарской районной прокуратуры. Г-н Д. утверждал, что 6 мая 2003 года заявитель сам повредил свой нос и оставил пятна крови на нескольких страницах материалов дела, которые он на тот момент изучал. Помощник прокурора Пролетарского района видел, как Кирпиченко А.С. покидал помещение прокуратуры в хорошем настроении, без каких-либо видимых следов жестокого обращения. В период с 5 по 7 мая не было зарегистрировано обращений заявителя по поводу лечения каких-либо ран и ушибов. Соответственно прокурор сделал вывод об отсутствии каких-либо доказательств, подтверждающих совершение предполагаемого преступления.

Международные

Жалоба в Европейский Суд в настоящее время дело передана на коммуникацию Правительству Украины.

Документы

Постановление Пролетарского районного суда об отказе в удовлетворении жалоба на постановление об отказе в возбуждении дела

Постановление апелляционного суда Донецкой области

поширити інформацію