MENU


Центр правовой помощи жертвам пыток и жестокого обращения

Дело о пытках Александра Рафальского с целью подписания признательных показаний

Ключові слова: пытки эффективное+расследование незаконное+задержание Рафальский
Дата: 01.01.2006
Поточна справа: Ні
Организация: Українська Гельсінська спілка з прав людини

Дело о пытках Александра Рафальского с целью подписания признательных показаний

Краткое описание:

Заявитель в течение длительного времени подвергался пыткам с целью подписания им признательных  показаний. Также было нарушено право на справедливое судебное разбирательство.

Полное описание:

Нарушение

Применение пыток с целью получения признания в преступлении и отсутствие надлежащего расследования заявлений о пытках

Задержание по фальшивым основаниям, содержание под стражей без связи с внешним миром, длительное доставление к судье, отсутствие возможности для обжалования

Нарушение права на вызов и допрос свидетелей, нарушение права на надлежащую подготовку к защите, использование признаний, полученных в результате применения пыток

Факты

Задержание 13 июня 2001 года

13 июня 2001 года Александра Рафальского и его знакомую Х. задержали в квартире в городе Киеве работники милиции. Не предъявив какого-либо постановления о задержании, работники милиции избили заявителя и Х., сбив их с ног и нанеся многочисленные удары по телу ногами и руками. Затем их на автомобиле отвезли в здание Управления внутренних дел г. Киева на ул. Владимирской 15. В здании управления их развели по разным кабинетам.

В одном из кабинетов три работника милиции, к которым позднее присоединился еще один, приковав руки и ноги заявителя наручниками к стулу, в течение нескольких часов избивали его, нанося удары руками и ногами в различные части тела и требуя подписать признание в том, что он изнасиловал Х. и убил нескольких человек. Заявитель также слышал стоны и плач Х., доносившиеся из соседнего кабинета.

Заявитель несколько раз терял сознание, и его приводили в себя с помощью нашатырного спирта. От избиения у заявителя шумело в голове, он ощущал колющие боли по всему телу, не мог самостоятельно стоять на ногах, в глазах мелькали искры, в теле ощущалась дрожь, он не мог держать равновесие, в голове ощущали резкие толчки, язык заплетался, руки и ноги его не слушались. В результате избиения заявитель на некоторое время перестал слышать и видеть.

Заявителю также давили пальцами на кадык, вызывая удушье. Затем ему надели на голову полиэтиленовый пакет, затянув его вокруг шеи ремнем. После этого заявителя держали за руки и ноги, а кто-то затягивал ремень вокруг шеи, вызывая удушье. Так повторялось несколько раз. Затем поверх пакета заявителю надели на голову противогаз и продолжили пытки удушьем. Эта пытка продолжалась довольно долгое время. Заявитель время от времени терял сознание. Так как заявитель по-прежнему отказывался подписать признание, ему говорили, что завтра позвонят родителям и скажут, что нашли его мертвым.

Через некоторое время работники милиции смыли с заявителя кровь, привели в порядок его одежду, надели на голову пакет, застегнули на руках наручники, и вывели на улицу перед зданием. Там его снимала телестудия «Магнолия» для репортажа. После заявителя на машине увезли в сторону Вишневого.

Но по дороге заявителю стало плохо, у него кружилась голова, тянуло на рвоту, кололо сердце, заявитель начал терять сознание.

Когда машина остановилась, два сотрудника «Беркута» вывели заявителя из машины и завели в какое-то здание в большой зал на втором этаже. Заявителя посадили на единственный стул в этом зале. В помещение зашли те же работники милиции, которые избивали заявителя в управлении на ул. Владимирской, и еще двое других людей. Они приказали сотрудникам «Беркута» удалиться, окружили заявителя и стали избивать его руками и ногами. Заявитель множество раз падал, его поднимали, сажали на стул и продолжали избиение.

Затем два сотрудника «Беркута» вынесли заявителя на улицу, посадили в машину, повезли в г. Обухов. Там заявителя попытались поместить в ИВС, однако сотрудники ИВС отказались его принять без справки от врача о состоянии здоровья заявителя.

Заявителя отвезли в приемное отделение городской больницы Обухова. Врач отказалась выдать справку о том, что состояние здоровья заявителя позволяет содержать его в ИВС, и сказала, что он нуждается в срочной госпитализации. Однако работники милиции нашли другого врача больницы, который наложил швы на раны на голове, сделал несколько обезболивающих уколов, нанес на места ушибов какую-то мазь, после чего выдал справку, которую требовали работники милиции. После этого заявителя привезли и поместили в ИВС г. Обухова.

Содержание в ИВС Обухова, Ставище и Тетиева

В камере заявитель заснул, но вскоре проснулся от боли, поскольку действие болеутоляющих лекарств закончилось. У заявителя болела голова; руки, ноги и язык не слушались. У заявителя вывалился язык изо рта, и он не мог им управлять. Утром в камеру поместили других задержанных, которые ухаживали за заявителем. Когда заявителю стало хуже, сокамерники позвали на помощь персонал, однако их вывели из камеры и помощи заявителю не оказали. В течении трех дней пребывания в ИВС заявитель ничего не ел.

16 июня заявитель написал начальнику ИВС г. Обухова заявление, в котором просил о медицинской помощи, проведении медицинского освидетельствования и предоставлении защитника. В заявлении он указал телефон своих родителей и просил сообщить им о своем месте пребывания. Однако начальник ИВС порвал его заявление.

В тот же день работники милиции г. Тетиева перевезли заявителя в ИВС г. Ставище.

На следующий день у заявителя болело все тело, руки и ноги не подчинялись ему, вспухли от синяков и отяжелели, в голове он ощущал резкие толчки, которые перерастали в сильные боли, от которых появлялась тошнота и головокружение, в глазах мигали какие-то искры, а когда исчезали, то в левом глазу постоянно стояла какая-то сетка, ему было трудно говорить.

Около 10 утра 17 июня 2001 года заявителя отвели на второй этаж, где начальник Тетиевского районного отдела милиции и еще один человек в гражданской одежде избили заявителя, требуя подписать явку с повинной. В ходе избиения заявитель потерял сознание.

Через время заявителя раздели догола, обтерли мокрой тряпкой и подсоединяли провода к рукам, стопам, члену, языку, ушам, носу, пальцам рук, под ногти. Провода были подсоединены к ручному генератору. От воздействия электрического тока заявитель терял сознание. Когда он приходил в себя, от него вновь потребовали написать «явку с повинной». Заявитель терял сознание и уже не чувствовал боли. Он ощущал, как будто на тело надели железный костюм, который сковывал меня всего.

После очередной потери сознания, заявитель очнулся уже в камере. В ушах у него стоял сильный треск, в глазах какая-то молочная дымка, зрения то появлялось, то исчезало, а во рту ощущался вкус «железа» с привкусом кисло-сладкой горечи. Заявителя все время тянуло на рвоту, начались судороги по всему телу, схватило сердце, ему было трудно дышать, он ничего не соображал, теряя сознание.

С 17 по 18 июня 2001 года заявителю дважды приезжала скорая помощь. Врач сделал заявителю какие-то уколы. Какое-то время сердце не болело, но впоследствии, когда действие лекарств заканчивалось, ему вновь становилось плохо.

Врач порекомендовал поместить заявителя в больницу, однако персонал ИВС отказался его госпитализировать. Однако после того, как уехала скорая помощь, заявитель начал задыхаться, его лицо пожелтело, и сокамерник заявителя позвал постового. Постовой позвонил начальнику Ставищенского ИВС.

Прибывший начальник ИВС вызвал скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, до утра находилась с заявителем, пытаясь оказать ему медицинскую помощь. Однако в больницу заявителя не отправили.

Утром 18 июня 2001 года заявителя отвезли в ИВС г. Тетиева.

19 июня 2001 года заявителя привели в кабинет начальника районного отдела. В ответ на отказ заявителя написать явку с повинной, он ударил заявителя в лицо и приказал увести в камеру. В камере ИВС заявитель пробыл до 21 июня 2001 года

21 июня 2001 года заявителя перевезли в Ставищенский ИВС. Поскольку заявитель испытывал трудности с мочеиспусканием, работники милиции отвели в больницу, где врач оказал ему помощь.

23 и 24 июня 2001 года состояние здоровья заявителя немного улучшилось. Он смог вставать на ноги и самостоятельно передвигаться по камере. Однако его по-прежнему беспокоили боли в сердце.

24 июня 2001 года он попросил персонал сообщить своим родным, где он находится, однако ему сказали, что передадут его просьбу следователю Тетиевского районного отдела милиции.

Ранним утром 25 июня 2001 работники Тетиевской милиции, в том числе Г., повезли заявителя в Тетиев. По дороге его завезли в лес, и Г. приставил пистолет к шее заявителя и взвел курок. Через пять мину Г. опустил пистолет и приказа заявителю сесть в машину.

Заявителя привезли в Тетиевский районный отдел милиции.

Лишь 26 июня 2001 года заявитель был доставлен к судье, который своим постановлением заключил его под стражу.

Как выяснилось позднее 14 июня 2001 года заявитель был задержан начальником Обуховского районного отдела милиции как лицо, подозреваемое в бродяжничестве. В постановлении указано, что заявитель был задержан без документов, удостоверяющих личность.

Ход дела

Расследование применения пыток

По утверждениям о применении пыток и незаконном задержании, которые заявитель сделал во время допросов по его обвинению, 15 сентября 2001 года прокуратура Киевской области вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работников милиции Б., Ш. и Т. Постановление было принято следователем К., который в то же время отвечал за расследование дела по обвинению заявителя.

Копия постановления заявителю не была предоставлена, что лишило его возможности обжаловать это постановление.

8 августа 2005 года прокуратурой Тетиевского района Киевской области принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работника милиции Г.

27 июня 2006 года прокуратурой Киевской области отказано в возбуждении уголовного дела в отношении следователей Кармана и Васильева ввиду отсутствия в их действиях состава преступления (см. приложение 46). Данное постановление было обжаловано в Печерский районный суд г.Киева. Определением от 31 августа 2006 года суд возвратил исковое заявление без рассмотрения ввиду отсутствия территориальной юрисдикции.

Данное определение суда было обжаловано в апелляционном порядке.

В июне 2009 года заявитель обжаловал постановление от 15 сентября 2001 года об отказе в возбуждении уголовного дела.

14 декабря 2009 года Печерский районный суд г. Киева отменил постановление от 15 сентября 2001 года.

27 января 2010 года апелляционный суд г. Киева отменил решение Печерского районного суда и оставил в силе постановление от 15 сентября об отказе в возбуждении уголовного дела.

24 марта 2011 года коллегия Верховного Суда Украины отменила определение апелляционного суда города Киева и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.

Адвокаты заявителя обжаловали определение апелляционного суда г. Киева от 27 января 2010 г. в Верховный Суд Украины. 19 августа 2010 г. Верховный Суд Украины вынес постановление об истребовании дела по жалобе адвоката заявителя для его проверки в касcационном порядке.

24 марта 2011 года коллегия Верховного Суда Украины рассмотрела кассационную жалобу адвоката Аркадия Бущенко в интересах Александра Рафальского на определение апелляционного суда города Киева и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.

Судебное разбирательство

30 июля 2004 года апелляционным судом Киевской области заявитель был признан виновным и приговорен к пожизненному лишению свободы.

Определением Верховного Суда Украины от 1 декабря 2005 года приговор в отношении заявителя оставлен в силе.

Данное определение получено заявителем 21 июня 2006 года.

Направлена жалоба в Европейский суд (№ 17383/06) на нарушение статей 3, 5 и 6 Конвенции.

Обращение в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям в отношении нарушения права на свободу передано на коммуникацию Правительству Украины. Рассмотрение обращения запланировано на май 2010 года

Юристы

Адвокаты: Виктор Колбанцев, Аркадий Бущенко, Елена Сапожникова        

поширити інформацію