MENU


Дело о смерти заключенного Тамаза Кардавы

Ключові слова: Кардава Kardava
Дата: 31.03.2010
Поточна справа: Ні
Организация: Харківська правозахисна група

Дело о смерти заключенного Тамаза Кардавы

Краткое описание:

В чем нарушение (кратко, в нескольких словах)

Полное описание:

Нарушение

Ненадлежащая медицинская помощь в местах лишения свободы, что привело к смерти заключенного, применение пыток для получения признания и по дискриминационным мотивам, незаконное и незарегистрированное задержание, длительное доставление к судье, невозможность обжаловать содержание под стражей.

Факты

Заявитель, г-н Тамаз Чичикович Кардава, гражданин Грузии, родился в Сухуми в 1967 году и жил в Киеве с 1993 года. Заявитель умер 7 апреля 2010 года.

Арест и содержание под стражей

7 августа 2008 заявитель был арестован милицией по подозрению в краже и хранении наркотиков. Он был доставлен в Шевченковский райотдел милиции, где он оставался до 11 августа 2008 года, когда он был переведен в Киевский изолятор временного содержания (ИВС).

8 августа 2008 года милиция провела обыск в квартире заявителя. По словам заявителя, в ходе обыска его личные вещи были украдены.

10 августа 2008 следователь решил взять заявителя под стражу в соответствии со статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса. В тот же день было возбуждено уголовное дело в отношении заявителя по подозрению в хранении наркотиков и грабеже.

12 августа 2008 Шевченковский районный суд заключил заявителя под стражу и распорядился поместить его в Киевский следственный изолятор (СИЗО). Суд отметил, что заявитель имел судимость и пришел к выводу, что если заявитель останется на свободе, то может попытаться уклониться от следствия и суда и будет препятствовать установлению истины по делу. 13 августа 2008 года адвокат заявителя подал апелляцию, заявив, что нет никаких оснований для заключения заявителя под стражу и что он не может содержаться под стражей из-за проблем со здоровьем.

Впоследствии постановлениями Шевченковского суда и Киевского апелляционного суда от 10 октября и 9 декабря 2008 года, 9 февраля, 8 апреля, 6 мая и 9 июля 2009 года срок содержания заявителя под стражей был продлен соответственно до 4, 6, 8, 9, 11 и 13 месяцев. Суды сослались на те же основания для содержания заявителя под стражей, что и постановление от 12 августа 2008 года, и решили, что нет оснований для изменения меры пресечения. Кроме того, в постановлении от 9 июля 2009 года суд отметил, что заявитель занимается изучением дела в течение трех месяцев, и ограничил срок ознакомления 10-м августа 2009 года.

В неустановленный день расследование было завершено и дело было передано в Шевченковский суд для судебного разбирательства.

В октябре 2009 года заявитель просил суд освободить его из-под стражи в основном из-за проблем со здоровьем. Постановлением от 22 октября 2009 года суд отказал в просьбе заявителя, указав, что он не представил никаких доказательств тому, что он не будет пытаться уклониться от следствия и суда или препятствовать установлению истины по делу.

На 1 февраля 2010 адвокат заявителя заявил в тот же суд ходатайство об освобождении заявителя, учитывая его плохое состояние здоровья.

В ходе слушаний 30 марта 2010 адвокат заявителя просил об освобождении заявителя по аналогичным причинам. Ходатайство было отклонено судом по тем же основаниям, что и в постановлении от 22 октября 2009. Он также заявил, что «ссылка адвоката на плохое состояние заявителя здоровья не является достаточным основанием для изменения меры пресечения».

Жестокое обращение с заявителем и отказ предоставить ему надлежащую медицинскую помощь

По словам заявителя, при задержании он был избит сотрудниками милиции. Избиение продолжилось в райотделе. До перевода в ИВС 11 августа 2008 заявитель был избит несколько раз и подвергся сексуальному насилию со стороны сотрудников милиции с целью получения от него признания в преступлениях.

Заявитель утверждал, что во время его допроса в марте, апреле и июле 2009 года сотрудники милиции пытались заставить его признаться, оказывая психологическое давление на заявителя, и выражая угрозы жизни и здоровью его и его близких родственников. В результате во время его допроса 1 июля 2009 у заявителя повысилось кровяное давление. Несмотря на это, милиционеры отказались вызвать скорую помощь. Его адвокат обратилась к врачу, который и оказал заявителю необходимую помощь.

С 8 по 11 августа 2008 адвокат, которого пригласила сестра заявителя с целью оказания помощи заявителю в Украине, пыталась встретиться с ним, но не была допущена. Заявитель утверждал, что сотрудники милиции сообщили ему, что он не имел права на адвоката из-за своего этнического происхождения (он грузин). Впервые адвокат встретился с ним во время судебного слушания о заключении его содержания под стражу 12 августа 2008 года.

15 августа 2008 года состояние здоровья заявителя значительно ухудшилось, и он был доставлен в больницу, где он был обследован врачами, которые отметили закрытую травма головы, множественные закрытые тупые травмы внутренних органов и перелом ребер. Также было установлено, что он болен хроническим внутренним геморроем, хронической энцефалопатией хроническим гепатитом C. В течение примерно полутора месяцев заявитель находился на стационарном лечении, после чего был выписан из больницы. Врачи рекомендовали продолжать стационарное лечение в неврологическом центре.

2 октября 2008 заявитель был переведен из госпиталя обратно в ИВС. В течение последующих 8 дней милиция попыталась поместить заявителя в СИЗО. Однако администрация СИЗО отказалась принять его из-за рекомендации врачей относительно продолжения лечения заявителя.

10 октября 2008 заявитель был помещен в СИЗО.

21 января 2009 года заявителя осмотрел невролог, который отметил последствия последствиями черепно-мозговой травмы. 16 апреля 2009 года заявитель был осмотрен главным врачом СИЗО, который установил у заявителя последствия черепно-мозговой травмы, хронический гепатит С, хронический гастродуодентит. Оба врача пришли к выводу, что он может оставаться под стражей и получить необходимое лечение в СИЗО.

В письме от 22 октября 2009 года начальник СИЗО сообщил адвокату заявителя о том, что тот во время пребывания в СИЗО сделал ряд запросов о медицинской помощи, на которой он был осмотрен врачами, том числе неврологом, кардиологом, и офтальмологом.

Согласно их выводам, заявитель страдал от ишемической болезни сердца, атеросклеротического кардиосклероза, гипертонии, сердечно-сосудистой недостаточности, сосудистой энцефалопатии, отдаленных последствий черепно-мозговой травмы, шейного остеохондроза, близорукости, хронического гепатита С и хронического гастрита.

25 ноября 2009 года заявитель был помещен в медчасть СИЗО в связи с ухудшением состояния его здоровья, в частности в связи с развитием цирроза печени и портальной гипертензии. Врачи СИЗО обследовали заявителя и предписали лечение. Они не нашли оснований для срочной госпитализации заявителя, несмотря на его просьбы. Тем не менее, врачи отметили, что такая мера может быть «рекомендована», отметив, что состояние заявителя здоровье продолжает ухудшаться.

8 февраля 2010 года заявитель был доставлен на машине скорой помощи в больницу Киева, где ему был поставлены диагнозы: цирроз печени в активной фазе, печеночно-клеточная недостаточность и гепаторенальный синдром портальной гипертензии, асцит, спленомегалия, хронический пиелонефрит, хронический панкреатит, хронические холецистит и симптоматическая гипертензия. Врачи прописали ряд препаратов.

1 марта 2010 он был переведен обратно в медчасть СИЗО, в которой, согласно письму начальника СИЗО от того же дня, он находился под "интенсивным нгаблюдением" медицинского персонала.

11 и 31 марта 2010 врачи СИЗО предложили перевести заявителя в больницу в Бучанской исправительной колонии. Заявитель отказался, утверждая, что заключенные в этой колонии находятся в одиночных камерах и что больница не имеет оборудования для операции, в которой он нуждается.

На 30 марта 2010 заявитель был доставлен в Шевченковский суд для участия в разбирательстве его уголовного дела. Из-за проблем со здоровьем заявитель не мог ходить, стоять или сидеть. Он провел около шести часов, лежа на носилках в суде. Его адвокат назвал "скорую". Врачи скорой помощи оказали ему какую-то помощь и рекомендовали лечение в стационаре. По словам адвоката заявителя, врачи сказали ему, что жизнь заявителя находится в опасности и ему нудно срочно пройти рентгеновское обследование и анализы крови.

В ходе слушания дела в суде в тот же день адвокат просил суд распорядиться о переводе заявителя в больницу, но безуспешно. Заявитель был доставлен обратно в СИЗО.

31 марта 2010 года фельдшер СИЗО вызвал «скорую», поскольку состояние здоровья заявителя ухудшилось. Врачи скорой помощи, осмотрев заявителя, предложил госпитализировать заявителя, но тот отказался по неизвестным причинам.

1 апреля 2010 года заявителю вызвали скорую помощь, и он был доставлен в больницу неотложной медицинской помощи в Киеве, в которой оставался, пока он не умер 7 апреля 2010 года. По данным вскрытия патологоанатомом 8 апреля 2010 года заявитель умер из-за легочной болезни сердца, пневмонии нижней доли, осложненной абсцессом, спленомегалии и цирроза печени.

Сестра заявителя утверждала, что во время пребывания заявителя в больнице, ему не была предоставлена медицинская помощь и он был прикован наручниками к кровати все время.

Ход дела

7 августа 2008 заявитель был арестован милицией по подозрению в краже и хранении наркотиков.

10 августа 2008 – заявитель взят под стражу, прив него возбуждено уголовное дело по подозрению в хранении наркотиков и грабеже.

12 августа 2008 Шевченковский районный суд заключил заявителя под стражу и распорядился поместить его в Киевский следственный изолятор (СИЗО).

С 14 августа 2008 года заявитель, члены его семьи и его адвокат подавали ряд жалоб в органы власти, включая суды, прокуратуру и омбудсмена, утверждая, что заявитель был подвергнут жестокому обращению со стороны милиции, а его арест и содержания под стражей являются незаконными.

15 августа 2008 года заявитель был доставлен в больницу, где он был обследован врачами, которые отметили закрытую травма головы, множественные закрытые тупые травмы внутренних органов и перелом ребер.

Решениями от 8 сентября и 9 декабря 2008 года, 9 апреля и 10 декабря 2009 года, помощник прокурора Шевченковского района отказал в возбуждении уголовного дела.

2 октября 2008 заявитель был переведен из госпиталя обратно в ИВС.

10 октября 2008 заявитель был помещен в СИЗО.

10 октября и 9 декабря 2008 года, 9 февраля, 8 апреля, 6 мая и 9 июля 2009 года срок содержания заявителя под стражей был продлен соответственно до 4, 6, 8, 9, 11 и 13 месяцев постановлениями Шевченковского суда и Киевского апелляционного суда.

В неустановленный день расследование было завершено и дело было передано в Шевченковский суд для судебного разбирательства.

Между 30 и 31 марта, 13 и 17 апреля и 1 и 9 октября 2009 заявитель проводил голодовку в знак протеста против преследований со стороны милиции и отказа властей рассмотреть его жалобы.

25 ноября 2009 года заявитель был помещен в медчасть СИЗО в связи с ухудшением состояния его здоровья

Представителем неоднократно подавались ходатайстваоб освобождении заявителя в связи с состоянием здоровья.

31 марта 2010 адвокат заявителя подал в суд ходатайство в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, чтобы указать правительству Украины, чтобы его перевели в больницу и предоставили срочную медицинскую помощь.

В тот же день председатель Палаты решил в интересах сторон и надлежащего проведения разбирательства в Суде указать правительству Украины, в соответствии с правилом 39 Регламента Суда, что оно обеспечило адекватную медицинскую помощь и, если необходимо, перевело его в соответствующее медицинское учреждение.

1 апреля 2010 года заявителю вызвали скорую помощь, и он был доставлен в больницу неотложной медицинской помощи в Киеве.

7 апреля 2010 года заявитель умер.

Юристы

Л. Хорава, А. Чалаури, Олег Веремеенко, Айгуль Муканова

Дело поддерживает – Фонд защиты прав пациентов

поширити інформацію